Cценарий мероприятия


            Литературно-музыкальный вечер «Как армянин, я Арарат люблю»



(Зал оформлен плакатами «Маленькая страна притянула к себе взоры большой планеты», «Дружба народов», «Расул Гамзатов», «Месроп Маштоц», «Арарат», «Севан»,).   
(Ученик заходит в школьную библиотеку)
-Здравствуйте, товарищ Стелла.
-Здравствуй, Мгер.
-Мне нужна книга Гасула Рамзатова.
-Может быть Расула Гамзатова?
-Да, да.
-А ты знаешь кто он?
-Нет.
-А хочешь узнать?
-Да.
-Пойдем спросим у наших читателей активистов.
-Ребята, наш юный читатель хочет узнать о Расуле Гамзатове. Помогите ему.
-Хорошо.        
Ученик    -Мгер, Р. Гамзатов известный поэт. Он родился в Дагестане, в стране, где о человеке без призвания и таланта, который не приносит пользы своим трудом, не знает сердечной дружбы, не мечтает о подвигах, говорят: «Дожил до седин, а на свет  не родился».
А вот что происходило в селении Цада, когда родился Гамзатов.(плач ребёнка, выстрел…)
Ученик    На Кавказе прошлых лет
                    Это знаю я с пелёнок,
                     Радость что рождён ребёнок
                     Заряжала пистолет.
                     В старину не без причины
                     В потолок летел свинец,
                     Разве званье для мужчины
                     Есть почётней чем отец?
(Мать поэта и мудрый старик)
Мать –Ты пел на моей свадьбе, мудрец, держа в руках бубен. Песни  твои были хороши. Какую песню ты споёшь сейчас, держа в руках моего младенца?
Старик  -О женщина. Песни ему будешь петь ты, мать, качая его колыбель.
(Мать поёт колыбельную сыну)
Мать  -Мудрец, тогда назови. Пусть я мать, пусть весь аул и весь Дагестан услышит имя, которое ты сейчас назовёшь.
(Старик поднимает младенца и говорит)
-В имени мужчины должны воплощаться звон сабель и мудрость книг. Мои книги и мои сабли шепчут мне имя-Расул.
Вот и Расул, по-арабски-«посланец, представитель».
Отец  Гамзатова   -По старинному завету
                                Всех гостей прошу налить
                                За рождённого джигита  будем петь и пить.
(Все танцуют лезгинку).
Ученик     Был он просто добрым горцем,
                  Был он просто молодцом
                  Был он просто стихотворцем,
                  А теперь он стал отцом.
Ученик      Так в семье дагестанского поэта и ашуга Гамзата Цадаса  родился сын Расул. 
Ученик   Позже он писал :    «Может быть  я родился тогда, когда лежал на крыше сакли и писал своё первое стихотворение. Или может быть когда в школьной газете появилось первое стихотворение, или в 1943-ем, когда вышел в свет первый сборник моих стихотворений»
Ученик     А теперь, Мгер, посмотри на карту. Это Дагестан- страна вершин. Здесь 8 сентября 1923 года в селении Цада, что значит огонь Хунзахского района родился народный поэт Дагестана Р. Гамзатов.
Ученик     Там, где горная гряда
                      Сотворён аул Цада,
                     Сто домов, сто очагов
                    И  до неба сто шагов.
                    Это мой родной аул
                    Я оттуда в мир шагнул,
                    С тех высот нырнул в поток
                    Своих жизненных дорог
                    Но берёг меня всегда
                    Свет родимого гнезда
                    И хранил я этот свет
                    В дни побед и горьких бед.
                    Вечный адрес мой, Цада
                    Ты земля моя, звезда.
Ученик     Он писал: «Две матери у моего народа, и у моей маленькой страны и у каждой из моих книг. Первая мать-родной Дагестан, вторая-великая Россия.»
Ученик      Выходит, наша первая мать древняя Армения, вторая Россия?
Ученик    Да, и объединяет наши народы единая мать Россия и могучий русский язык.
Ученик    Сохранилась для потомства
                      Поговорка давних лет
                      Прежде чем построить дом свой-
                      Разузнай кто твой сосед.
                      Спорить мой земляк не станет
                      С этой мудростью  вовек
                     И в нагорном Дагестане
                     Знает каждый человек.
                    Сколько бы в аулы бедствий
                    Чужеземцы принесли
                    Если б с нами по соседству
                    Русской не было земли.
Ученик    Гамзатов говорил:
«Если к прекрасной аварской поэзии я прибавил хотя бы три камушка, то этим обязан Москве, русской литературе, моим друзьям и учителям»
Ученик    Согласно легенде, после сотворения мира Бог пролетал над землёй с мешком языков и раздавал народам. Но его мешок разорвался, касаясь вершин Кавказских гор, и все сорок языков рассыпались на маленькую землю Дагестана.С тех пор там говорят более на сорока языках. Один из них аварский, на котором писал Гамзатов.(Ученик читает стихи Гамзатова «Дагестан» по- аварски)
Ученик     А его первым учителем и наставником стал его отец поэт и ашуг Гамзат Цадаса. Он читал сыну свои стихи, рассказывал о знаменитом Шамиле, Хаджи-Мурате.Народные легенды, сказки, танцы, песни оставили свой след в сердце поэта.
(Танец лезгинка)   
Первые стихи он начал писать в 9 лет и подписывался под псевдонимом Цадаса. Но однажды горец, который не знал,что Расул пишет стихи, сказал ему:»Послушай-ка,что случилось с твоим уважаемым отцом? Раньше, прочитав его стихи один только раз, я запоминал их сразу, а теперь даже понять не могу» И тогда Расул решил сделать имя отца своей фамилией и стал подписываться Р. Гамзатов.
Ученик     В 1940-ом году, акончив Аварское педагогическое училище, начал работать учителем.В 1943-ем году вышел первый сборник стихов «Горячая любовь и жгучая ненависть»
Ученик     Неведомые тайны поэзии открыл перед ним Московский литературный институт им. М. Горького. Здесь он познакомился и подружился с молодыми поэтами.Особенно плодотворно работали с ним его друзья-поэты:Н. Гребнев, Е. Николаевская, Р. Рождественский, С. Городецкий.
Ученик     В 1947-ом году вышла первая книга стихов Гамзатова на русском языке. Он написал более 40-а книг
Могу я быть наставником едва ли
Но ты запомни молодой поэт
Стихи птенцы веселья и печали
Без боли не рождаются на свет.
Ученик     Во всех книгах он писал о любви к родине, женщине, людям и земле. Он говорил:»Я хотел бы, чтобы моя аварская книга была похожа на сказочный африканский цветок,чтобы каждый мог найти в ней своё близкое и родное» Давайте откроем эту книгу.
Библиотекарша    -Страница первая »Я-твой кинжал»            
 Ученик     Я Дагестана пёс сторожевой
                   Лишь свистнет он, к его судьбе причастный
                   Вновь вздрогну, как от раны ножевой-
                   И полечу на этот зов всевластный
  Ученик    О, родина,
                   Под гром твоих колоколов
                   Твоё я славлю имя,
                  И нет на свете слаще слов,
                  И звука нет любимей.
                  Я, как орёл, парю весной
                  Над весями твоими.
                 И эти крылья за спиной-
                 Твоё святое имя.
                 Я твой кинжал. Я был в бою
                 Мятежный, непокорный.
                 Я постою за честь твою
                Коль день настанет чёрный.
Ученик       Люблю тебя, мой маленький народ.
                    Умеешь ты печаль сурово
                   Встречать без слов, без суеты,
                   И без веселья показного
                   Умеешь радоваться ты
                  И не твои ль напевы схожи
                  С полётом маленьким орла
                  А пляски-с всадником, чья лошадь
                 Летит, забыв про удила.
                 Характер горый твой не стёрся
                И в речи образность живёт
                О, как люблю я сердцем горца
                Тебя, мой маленький народ!
Ученик        Есть песни дивные у нас
                     В горах им нет числа
                     Но песню ты возьми в запас
                    Она не тяжела.
Ученик      Есть у армян выражение, аналог которому трудно сыскать в другом языке. В час беды и в час радости, в застолье и в дружеской беседе, в общении с близкими и незнакомыми людьми поризносят армяне всего два слова-ցավտ տանեմ(цавт танем) унесу боль твою, развею твою печаль.
Ученик   Так и Гамзатов умел одинаково искренне радоваться и искренне сопереживать и всей планете и одному единственному человеку. Его стихи читали со сцены М. Ульянов, А. Завадский, Я. Смоленский, А. Лазарев. Многие стихи стали песнями. А самая популярная-песня «Журавли»
Автор  (слайд с показом бомбардировки Нагасаки)
А началось всё это в 1965 году, когда Гамзатов приехал в Японию.(гуляя по парку, он увидел бледную девочку в сопровождении медсестры)
Гамзатов-Кто это?
Медсестра-Это Садаки. Она больна. Сколько лет прошло после страшной бомбардировки 1945г, но люди всё страдают и умирают от ядерного излучения.
Гамзатов-А что она делает?
Медсестра-Готовит журавликов. У нас верят,что если вырезать из бумаги тысячу журавликов и загадать желание, то оно обязательно сбудеться.
(Гамзатов походит к девочке)-О чём ты мечтаешь?
(Девочка отвечает по-японски)-Я хочу жить и мечтаю,чтобы никогда не было войны.
Гамзатов-Война-самое ужасное, что может произойти…
Автор  -Потом поэт узнал,что девочка умерла. Он был потрясён её смертью. Тогда же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву. В самолёте, думая о матери, об умершем отце, вспомнил братьев, погибших на войне… Так появились строчки стихотворения «Журавли».
Ученик       Немало есть песен на свете
                     Звёздного света полны,
                     Но памятных нет, чем эти,
                     Рождённые в годы войны.
(Поют песню «Журавли»)
Библиотекарша-Страница вторая «Жизнь-высшее училище любви»
Ученик      Великий поэт был масштабен во всём-в стихах, в дружбе,  в любви. Всю жизнь он пронёс эту любовь в сердце к любимой жене Патимат,рядом с которой он и был похоронен в 2003г у подножия горы Тарки-Тау.
Ученик     Ты маленькой крошкой пришла
                   В мир, который огромней, громад
                   Мать кормила тебя, берегла:
                  Патимат, Патимат, Патимат…
Ученик      Опять пленён.
                   Был мальчиком когда-то,
                   Пришла любовь и, розу оброня,
                   Открыла тайну своего адата,
                    И сразу взрослым сделала меня.
                    Застенчивость, бесстыдство в ней и трепет,
                   Вновь загораюсь я, и оттого
                   Воображенье преклонно лепит
                   Из женщины подлунной-божество.     
Ученик      Чтоб песню спеть, от века у мужчины
                    Есть только две достойные причины
                   И первая: любовь к земле родимой,
                   Которая вошла нам в плоть и кровь
                   И сделалась звездой неугасимой
                   Вторая-это к женщине любовь!
Ученик      Дорогая моя, мне в дорогу пора,
                   Я с собою добра не беру.
                   Оставляю весенние эти ветра,
                   Щебетанье птиц по утру.
                   … Я тебе оставляю и дождь, и жару,
                  Журавлей, небосвод голубой,
                  Я и так очень много с собою беру:
                  Я любовь забираю с собой…
(Песня «Я тебя никода не забуду»)

Ученик     Я в сотню девушек влюблён
                   Они везде, повсюду
                   Они и явь, они и сон
                   Я век их помнить буду.
                  Я помню давнюю весну
                  Мальчишка босоногий
                  Я встретил девочку одну
                  С кувшином на дороге.
                  Казалось, девочка была,
                 Совсем как тот кувшин, мала
                 Вода была холодной в нём-
                 Я знал наверняка,
                 Но обожгла меня огнём
                 Вода из родника.
                  Таил насмешку быстрый взор
                 Её люблю я до сих пор.

Ученик     Лба твоего просорная поляна
                   А чуть пониже около неё                                                
                    Два озера, как будто два Севана
                   Два озера-томление моё…
                  Желанья их я выполняю мигом,
                  Слежу за ними, указаний жду
                  Прикажут-и сражусь я с целым миром
                 Прикажут- бездыханным упаду!
(Песня «Исчезли солнечные дни»)
Библиотекарша-Страница третья «Мамы земные королевы»
Ученик     По-русски-мама, по-грузински-нана,
                  А по-аварски-ласково баба
                  Из тысяч слов земли и океана
                  У этого-особая судьба…
                  Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя
                  И, скрыв слезу при ясном свете дня
                  Не беспокойся,-маме говорю я,-
                  Всё хорошо, родная у меня…
Ученик      Целую низко голову склоня
                    Я миллионы женских рук любимых
                    Их десять добрых пальцев для меня
                    Как десять перьев крыльев лебединых.
                    Я знаю эти руки с детских лет
                    Я уставал-они не уставали.
                    И маленькие свой великий след
                    Они всегда и всюду оставляли.
Ученик     Они всю Землю в гости пригласили,
                   Они для миллионов хлеб пекли
                   Я полюбил их хлебный запах с детства
                   Во мне, как в очаге,огонь зажгли
                   Те руки, перепачканные тестом.
                   Чтобы земля всегда была чиста,
                   Они слезой с неё смывают пятна.
Ученик     И добрая забота близких рук
                   Вновь не даёт пересыхать чернилам
                   Мне руки говорят:»Пиши, поэт!
                   Пусть песня никогда не оборвётся,
                   Пусть наступает каждый день рассвет.
                   И мысль всегда рождается, как солнце!
                   И я пишу, пока писать могу,
                   И рано смерти многоточье ставить.
(Танец лезгинка)
Библиотекарша-Страница четвёртая «Я Арарат люблю»
(Презентация «Армения и Гамзатов»).
Ученик      Гамзатов писал:»Армяне-мои старые друзья».И для Армении он был настоящим другом.Это дружба началась в середине двадцатого века.Великий поэт встречался с А. Исаакяном, Г. Эмином, М. Сарьяном, А. Хачатуряном, А Экимяном…
Во время последней поездки в Армению он встретился с армянским поэтом Эмином.  (Сидят за столом два поэта.)
Г. Эмин – Расул, помнишь нашу первую встречу в 1948-ом году? Тогда ты сообщил мне, что перевёл мои стихи на аварский язык.
Р. Гамзатов-Конечно, друг мой. Многое повидал я в первые две поездки, но почему-то меня охватывает чувство, будто я приехал сюда впервые…
Г. Эмин- Да, друг мой… Знай, мы всегда рады тебе.
Р. Гамзатов- А знаешь, Геворк, о чём я сожалею? Когда мы посетили музей Исаакяна, я понял, как много потерял…
Жалею, что мои встречи с великим Мастером были непродолжительны…
Я люблю Армению. Мне особо запомнились поездки на голубоглазый Севан, в чудный Дилижан, где я работал над книгой «Мой Дагестан», и в святой Ошакан.
Г. Эмин-Да, ты обязательно хотел поклониться могиле Маштоца…
Р. Гамзатов-Месроп Маштоц был мудрым армянским военным, который знал, что письменность сильнее оружия…
Мне особо приятно, потому что имя этого великого человека связано и с Дагестаном. Ведь в 5 веке он дошёл до Дербенда и создал алфавит для племени гурдар, открыл школы…
Г. Эмин-Расул, а что стало твоим главным впечатлением у нас?
Р. Гамзатов-Знаешь, друг мой, сколько музеев повидал я на своём веку! Много…Но Матенадаран не сравним ни с чем…
Мы защищаем нашу землю, дома, свято храним память предков, но рукописную книгу пронесли сквозь историю не все народы.Армяне-это народ, который умеет беречь книги,как зеницу ока…А ваш Арарат.
И пленительный дудук…Слушаешь и изумляешься…
(ученик исполняет песню на дудуке)
Ученик    Я никогда не слышал песен,
                  Чтоб радостней армянских были.
                  Как был твой голос чист и весел,
                  Когда мы по Севану плыли!
                  Качались косы, плечи, руки,
                  Горел твой взор рассветной ранью
                  Меня томили песен звуки-
                  Слов непонятных обаянье.
                  Летела эта песня в дали,
                  Сквозь камни, речки и отроги,
                  И путь ей скалы уступали,
                  Сходили вежливо с дороги.
Ученик      Казалось, спрыгнув на поляну
                    Смеются песни, словно дети,
                   Казалось, кружит по Севану
                   С волнами эти песни ветер.
                   Казалось, звон Раздана чистый
                   По скалам прокатился эхом.
                   Казалось, кто-то голосистый
                   Счастливым разразился смехом…
                   Не слышал песен никогда я
                   Грустней армянских и печальней.
                   Как ты их пела-вспоминаю
                   У вод Севана в час прощальный!
Ученик   - Мне слышался в них стон Раздана,
                   Тоска немая Арарата,
                   Как взгляд твой горький, непрестанно
                   Они влекли меня куда-то…
                   Казалось, не слова слетают,
                   А слёзы катятся по лицам,
                   Вся скорбь Армении святая
                   Стремится в песнях тех излиться…
Ученик     Казалось, древние хачкары
                   Рыдают на степном просторе,
                   Казалось,кто-то очень старый
                  Чуть слышно плачет в тяжком горе
                  В армянской песне-боль и сила,
                  Народа радость и страданье…
                  Ты, как любовь, меня пленило,
                  Армянской песни обаянье!                                                                          
Ученик     Там-Арарат, у края, у черты
                   А здесь-Севан-в столетиях воспетый.
                   А между ними славный мастер- ты
                   Ты-повелитель синевы и света.
                   За Араратом-скорбь далёких дней.
                   А гордость-здесь на берегу Севана,
                   Армения, благославенна будь!
                   Я был в гостях у самого Сарьяна,
                   И разгадать твою пытался суть
                   Сквозь магию стихов Исаакяна…
Ученик    Сверкают родники
                  На берегу Зангу
                  Слышны их голоса
                  Полдневною порою
                  Прозрачная вода
                  Мне шепчет на бегу:
                 «Не умирают никогда герои
                        
                 И если в Ереван
                 Приедешь ты, мой друг,
                 Пойди к тем родникам
                 Где так любил стоять я,
                 Услышишь шум воды-
                  И ты поверишь вдруг
                 Что ожили они-
                 Твои родные братья.
Ученик      Армения моя!
                    Не в белизне перин –
                    В седых снегах полей
                    Сыны твои почили,
                    Среди лесов глухих,
                    Среди степных равнин
                    Горячие сердца
                    Вдали от гор застыли…
                    Склонясь в тоске
                    Над их могилою святой
                    Я плакал у Днепра,
                    Где пел им славу ветер,
                    В Болгарии цветок
                    Над светлой их плитой
                    В далёком Пловдиве
                    Я видел летом этим
Ученик    Скажи, Армения!
                  Найдётся ли земля,
                  В чьих недрах бы сынов твоих
                  Не хоронили?
                  Найдётся ли река
                  Кропящая поля,
                  Куда бы кровь свою
                  Сыны твои не лили?
                  И знаю я:
                  Мечта томила их в бою-
                  Испить родной воды,
                  Живой, неповторимой.
                  И в свой последний час
                  Они в чужом краю
                  Мечтали о своей Армении родимой.
Ученик     Сверкают родники,      
                  Как свет дневной, чисты
                  И в мире нет воды
                  Их капель драгоценней…
                  И если в Ереван
                  Мой друг, приедешь ты-
                  Пойди к тем родникам и
                  Преклони колена.
                  Прислушайся к воде
                  Бессмертных родников,
                  О подвигах она
                  Поёт ночной порою…
                  И коль земли своей
                  Услышишь ратный зов,
                  Ты сердце ей отдашь,
                  Как воины-герои.
Ученик     Хоть Арарат в краю армян
                   Верховный великан,
                   Там в три вершины вровень с ним
                   Вздымаются вокруг,
                   То Аветик Исаакян, и Мартирос Сарьян
                   И ты, Арам Хачатурян, мой стародавний друг.
                  Хотя Севан в краю армян
                  Глубок, как океан,
                  Там есть три озера других
                  Чьих не забыть заслуг
                                     То Аветик Исаакян, и Мартирос Сарьян
                   И ты, Арам Хачатурян, мой стародавний друг.
Ученик     Пойдём к Севану в ранний час зари
                   И постоим, словам стихии внемля:
                   «О, как земля прекрасна-посмотри,
                   Люби её, сухую эту землю!
                   К Севану подойдём в вечерний час
                   И постоим у волн, их зову внемля
                   «Взгляни, как хороша земля сейчас
                   Люби её, свою родную землю!
                   Когда бы мы к нему ни подошли
                   Горит огнём вода его живая.
                   На солнечный простор родной земли
                   Своих сынов далёких созывая…
Ученик     Гора Арарат-символ Армении.
                   Эта библейская гора притягивает взоры жителей всего мира… О, как впечатляюще написал про Арарат великий Гамзатов.
Ученик   Как армянин, я Арарат люблю,
                Как армянин, с ним вместе я скорблю,
               Туман его, дыхание его
              Сгущаются у сердца моего.
             И мнится мне, не луч зари горит,
             А кровь армян снега его багрит,
             И кажется , не дождь сечёт туман
             А льются слёзы горькие армян.
             Потоки слёз текли века подряд
             Ты их вобрал, безмолвный Арарат…
             И сам мечтал столетья напролёт
             Увидеть близко свет севанских вод.
            О, как же прочен снег извечный твой
            Коль он не тает от тоски людской.
            Смотрю я на далёкий Арарат
            Любовью и волнением объят.
Ученик   Красавице подобна чернобровой-
                 Армения…  Над красотой суровой,
                 О дивная симфония, звучи!
                
           
(Звучит армянская песня)
Библиотекарша-Страница пятая «Всех царей  главнее  дети»
Ученик      С целым миром спорить я готов
                     Я готов поклясться головою
                      В том, что есть глаза у всех цветов
                       И они глядят на нас с тобою.
                       В час раздумий наших и тревог
                        В горький час беды и неудачи
                         Видел я, цветы, как люди плачут
                          И росу роняют на песок.
                         Кто не верит, всех зову я в сад
                          Видите, моргая еле-еле
                           На людей доверчиво глядят
                             Все цветы, как дети в колыбели.

Ученик У меня есть дедушка
              Как  зима седой,
              У меня есть дедушка
              С белой бородой.
              В день знакомства нашего
              Это не секрет-
                  Было мне полмесяца
                   А ему сто лет.
                  Маленькие ласточки
                  Песнями звеня
                  Будят вместе с дедушкой
                   На заре меня.
                   На зарядке солнышко
                    Рядом видит нас
                     Поднимаем руки мы
                      По команде Раз.
                       А над ними мокрая
                        Шелестит листва.
                        Опускаем руки мы
                         По команде «Два!»
                         И водой холодною
                         Прямо из ручья
                        Вместе умываемся
                        Дедушка и я.
                          Мы берёмся за руки
                          С дедушкой моим,
                          Мы гуляем с ним.
                          Кто ни повстечается
                           На дороге нам
                          Кланяется дедушке-
                          Говорит-салам!
                         Я шагаю с дедушкой,
                          Думая о том,
                           Что и я,наверное,
                             Каждому знаком.
                              И с людьми здороваюсь
                               Как большой,в пути
                                Хорошо мне за руку
                                 С дедушкой идти!
Ученик И на улицах центральных
              И вблизи снегов крахмальных,
              Где и лугах трава ,как шелк,
             Близких родичей и дальних
              У меня есть целый полк.
            Говорит один упрямо:»Дочка –вылитая мама!
              Возражают:»Ты слепец, дочка вылитый отец!»
           Пусть там спорят,как хотят,
            Пусть хоть бьются об заклад,
            Но от сердца до собольих
            Бровок темных словно ночь,
             На родителей обоих
             Походить сумеет дочь!
Ученик Я хочу,чтобы детей
                Были взрослые достойны.
                 Став дружнее.Став умней.
                  Не вели друг с другом войны.
                  Я хочу,чтобы люди слыли
                  Добрыми во все года,
                  Чтобы добрым людям злые
                   Не мешали никогда!                                          
Ученик- Я людей благодарю:
                -Здравствуйте- им говорю.
                Вот рука, чей каждый палец
                С остальными заодно.
                И совсем не мудрено, что и
                русский и аварец, украинец и
                грузин, дети гор, степей, равнин
                стали распрям вопреки
                пальцами одной руки.
Ученик      Для родных на белом свете
                   Всех царей главнее дети.
                   И важней сановных лиц
                   И любимее цариц.
                   Стал брильянт, хоть мал,
                   Так точка, славой ценного кольца.
                   Так и маленькая дочка
                   Станет славою отца.
                   И во мне-твоей кровинке
                   Словно солнышко в росинке,
                   Для тебя-таков закон-
                   будет мир весь отражён.
Ученик      Этот мир, как открытая рана в груди,
                    Не зажить никогда уже ей.
                   Но твержу я, как будто молитву в пути
                   Каждый миг-берегите детей!                
(Песня-«Далалай»)
Ученик     Гамзатов говорил:»Такие б стихи написать я хотел, где слово-лекарству замена!» И, действительно, его стихи, как бальзам, лечат, помогают жить.
Ученик     Жизненным девизом Гамзатова были слова:»Ни дня без строчки, и ни дня без людей…»
Он был блестящим оратором, любил говорить, любил слушать, угощать.
Ученик    Любовь к дружеским застольям и общение с людьми были для него насущной необходимостью. Он объединял людей самых разных возрастов и профессий.
Ученик    Приходите ко мне, разные гости,
                  Приносите мне разные песни!
                  Приходите как братья, как сёстры,
                  Всех я приму, всем найдётся место в сердце!
Ученик       Пусть хорошим людям будет хорошо,
                    Плохие пусть становятся лучше!
Ученик       Мы все умрём, людей бессмертных нет
                     И это всё известно и не ново
                     Но мы живём, чтобы оставить след
                     Дом иль тропинку, дерево иль слово.
                     Не все пересыхают ручейки,
                      Не все напевы время уничтожит.
                     И ручейки умножат мощь реки,
                     И нашу славу песня приумножит!
Ученик      За выдающиеся достижения в области литературы, поэт отмечен многими почётными званиями и премиями:
Орден Дружбы Народов, орден Петра Великого, орден Кирилл и Мефодий, Премия Лучший поэт 20 века, Премия Фирдуси, Премия Лермонтова…
Ученик     И где б я ни жил
                  Моя песня стремится
                   К родимым аулам, к любимой столице,
                   Как в песне без жизни-
                   Ни слов, ни мотива,
                   Так в жизни нет жизни
                   Без жизни правдивой.
Библиотекарша-Мгер, возьми книгу Гамзатова, люби поэзию и запомни:Книга тебе даёт
               Сокровища, которых
                Кинжал не рассечёт
               И не похитят воры!
Ученик     И как в сказке с неба упали яблоки, которые прокатились по всему земному шару. И достались жителям пяти материков:Евразии, Северной Америки, Южной Америки, Африки и Австралии.(Раздаёт яблоки).А также вам, уважаемые зрители, и вам, дорогие ученики.Пусть поэзия Р. Гамзатова будет жить вечно!
(Песня «Пожелание»).
 Тебе, Поэзия, спасибо!    

Комментариев нет:

Отправить комментарий